Ваш город:
Мобильная версия
13 ноября 2015

Главный по блинчикам

Работа&Зарплата

Сегодня экономическая ситуация оставляет желать лучшего, но не бывает худа без добра. Разорившись на продаже электроники в 1998 году, основатель и генеральный директор АО «Теремок-Инвест» Михаил Гончаров решил открыть сеть блинных ресторанов. Идея пришла к нему в Париже, на прогулке по Елисейским Полям, где француз по имени Пьер выпекал и продавал крепы (тонкие французские блинчики из бездрожжевого теста). В России на тот момент не было ни одной современной блинной. Так и родилась концепция компании — вернуть блюдо на родину.  
Большой бизнес получился не сразу: сначала открыли одну точку, потом вторую, третью, а затем и другие. Спустя годы кропотливого труда удалось заработать капитал, создать стандарты, наладить процессы. Все это обеспечило «Теремку» постепенный, но стабильный рост. Компания под названием, придуманным Татьяной Васильевной Гончаровой (мамой Михаила Гончарова), превратилась в большую и устойчивую сеть ресторанов. Со временем исходная концепция предприятия практически не изменилась, однако производство пережило четыре модернизации — сейчас московский производственно-распределительный цех компании занимает площадь 4 тыс. кв. м.  

Не фастфуд 
Питание — сфера актуальная, особенно в кризис. Доступная, вкусная и относительно недорогая еда в «Теремке» отражает национальные традиции. Здесь предлагают блины, супы и каши, а не бургеры или пиццу. Рестораны сети — современные, яркие, стильные. Остроумные каламбуры в надписях на стенах поднимают настроение в любую погоду. Сотрудники одеты в фирменную форму красного цвета, опрятно выглядят. Клиентов они встречают улыбками и обращаются к ним не иначе как «сударь» или «сударыня». Эти старинные русские слова, как и слово «изволите», в обиходе звучат несколько непривычно. 
Обслуживают в «Теремке» быстро, в четыре руки. Пока один сотрудник принимает оплату от клиента, другой уже готовит заказ на глазах у покупателя. Повара выпекают блины с такой скоростью и изяществом, что невольно вспоминаешь балет. Формат работы «Теремка» не фастфуд, а фасткэжуал (fast casual) — намного более перспективный и продвинутый сегмент ресторанного бизнеса. В сети не используют замороженные продукты, поэтому еда получается вкуснее и свежее, чем в похожих заведениях, хотя готовят ее медленнее и стоит она чуть дороже.
Если присмотреться к мелочам, то можно заметить, что в «Теремке» уделяют внимание
каждой детали. Например, здесь подают блюда не на пластиковых, а на красивых и прочных картонных тарелках с забавными надписями. Интересно, что точно такую же посуду использовали в сети с самого начала ее работы. А посетители с детьми могут приобрести в «Теремке» деревянные
игрушки в виде героев любимых российских мультфильмов.

Бизнес с душой
«Теремок» — место, у которого есть не только вкус, но и душа. Гендиректор — человек открытый, не любит интриг и не потворствует их появлению среди сотрудников. «Наш повар как‑то сказал мне: «Вы знаете, «Теремок» — это первое место, где мне не стыдно смотреть в глаза покупателям», — и мы решили, что это важнее всего», — говорит он. В ресторанах компании действительно ощущаешь, что сотрудники любят свое дело. Немало этому способствуют отзывы довольных посетителей.
К подбору сотрудников в компании подходят, руководствуясь принципом «Кадры решают все». В «Теремке» разработана эффективная система подбора, обучения и адаптации персонала. На вакансии поваров-кассиров отдел по работе с персоналом рассматривает кандидатов и без опыта работы —ведь куда важнее, если претендент коммуникабелен, энергичен и дружелюбен.
Каждые четыре дня в компании формируют группы, которые отправляют на обучение в «Школу практического блинопечения».
Здесь будущие повара-кассиры проходят теоретическое и практическое обучение, после чего сдают зачет и приступают к практике в ресторане, которая занимает еще два дня. Для всех сотрудников, прошедших обучение, предусмотрена стипендия 10 000 руб. Приезжим «Теремок» компенсирует проживание в общежитии: в первый месяц работы — полностью, со второго и далее — половину платы за жилье. Кроме того, начиная с третьего месяца работнику платят надбавку за стаж.
Ежемесячное вознаграждение специалиста колеблется от 30 000 до 42 000 руб. Неплохие деньги для стартовой позиции, учитывая, что работодатель помогает оформить медкнижку, бесплатно кормит, обеспечивает униформой и компенсирует расходы на проезд. А еще повар-блинопек вполне может
дорасти до должности администратора смены ресторана. О высоком качестве условий труда
в компании говорит и то, что многие уволившиеся по личным обстоятельствам сотрудники через какое‑то время возвращаются обратно.
Между тем к высоким стандартам качества привыкнуть могут далеко не все. Например, супы в ресторанах выливают через три часа после приготовления. Не потому, что прокисли — просто таковы правила, соблюдение которых позволяет гарантировать безопасность клиентов. Существуют и другие принципы. Скажем, нельзя отказывать клиенту в просьбе, если ее выполнение не противоречит стандартам компании. Даже если посетитель задает странный вопрос, ему все равно нужно ответить (можно посоветоваться с руководителем).

Настоящие лидеры
Интересно, что в «Теремке» прижилась японская философия кайдзен, которая подразумевает постоянное развитие и совершенствование. Руководство компании посещает фабрики в Японии, изучает азиатскую систему качества. Цель — найти ошибки в собственной работе. Выявить недочеты помогают «тайные покупатели». В дальнейшем результаты проверок влияют на распределение премий.
Франшизу «Теремок» не продает, развивая бизнес исключительно собственными силами. В Москве компанию возглавляет Михаил Гончаров, а в Санкт-Петербурге — Виталий Свидовский. На официальном форуме руководители лично отвечают на обращения покупателей, не оставляя без внимания ни одно сообщение и оперативно реагируя на жалобы.

Перспективно!
Сейчас на российском рынке быстрого питания наблюдается жесткая конкуренция: страну покоряет американский фастфуд. В таких условиях «Теремок» продолжает развиваться, планируя увеличить количество своих объектов в Москве и Санкт-Петербурге до 400 ресторанов и открыть столько же точек в других городах России. Темпы компании — это примерно два-три новых ресторана в месяц. Важно, что за всю историю сети из-за плохих результатов работы не было закрыто ни одного заведения.
В скором будущем популярная российская сеть планирует открыть два «Теремка» в Нью-Йорке, на Манхэттене. Компания действительно не стоит на месте и приступает к реализации новых грандиозных планов.
Кто знает, вдруг история сделает крюк — и к своему 20-летию «Теремок» будет предлагать на Елисейских Полях традиционные русские блины?..

«Теремок» в цифрах
Сегодня у «Теремка» функционирует более 260 точек в Москве и Санкт-Петербурге, 7 ресторанов — в Краснодаре, 2 — в Сургуте и 1 — в Тюмени. Штат организации увеличился с 3 человек до 3000 сотрудников. Компания является четвертой по масштабу сетью заведений быстрого питания в России (после «Макдоналдса», KFC и «Сбарро»). 
За 365 дней повара сети выпекают 25 млн блинов, а число посетителей ресторанов составляет 30 млн человек. В прошлом году доходы предприятия достигли 6,5 млрд руб. Рост компании в I квартале 2015 г. составил 20 %.
Новостные обозреватели CNN включили «Теремок» в свой список лучших брендов фастфуда за пределами США, американский сайт о еде и ресторанах The Daily Meal — в десятку сетей быстрого питания, ради которых стоит съездить в Европу, а популярная газета USA Today — в перечень заведений, которые непременно должны быть открыты в Америке. Как однажды сообщил в своем интервью Майкл Макфол, бывший посол США в России, у него есть два любимых места в Москве: «Джазовый клуб Бутмана и «Теремок» на Арбате, куда я хожу с детьми».