Ваш город:
Мобильная версия
5 июня 2008

Царь блинов

ТАЙМ

Переведенная с английского статья из журнала «Тайм» («TIME») — одного из самых популярных американских еженедельных журналов.

Оригинал статьи.

 

В любом из 62 ресторанов или 70-ти уличных киосков «Теремок», расположенных в г. Москве или Санкт-Петербурге -  современных, оформленных в ярких красно-оранжевых тонах – в  которых одинаково приветливо обслуживают всех клиентов – молодые люди в красной фирменной одежде встречают посетителей улыбками. Затем, в соответствии с четкими стандартами, прописанными  в документации компании, они принимают, готовят и выдают  заказы покупателям. Но принцип  «клиент всегда прав» нашел здесь необычное отражение в том, что сотрудники обращаются к посетителям со словами «сударь» или «сударыня» -  это старинное русское обращение, соответствующее обращению «господин» или «госпожа».

В меню «Теремка» входят не американские «бургеры», а русское блюдо, традиционные тонкие блины, которые предлагают во всех заведениях этой сети по ценам заведений быстрого питания. За 43 рубля (менее 2 долларов) вы можете купить блин с маслом; за  182 рублей (примерно 7,50 долларов) вам подадут блин с красной икрой.

Благодаря продажам блюд национальной кухни вместо импортных, таких как куриные грудки, «Теремок» стал уже четвертой по величине сетью заведений быстрого питания в России.  Более крупными являются только «Макдональдс», «Ростик'с-KFC» (совместное предприятие с фирмой «Kentucky Fried Chicken») и сеть пиццерий «Сбарро». В этом году «Теремок» ожидает, что его доходы достигнут 110 миллионов долларов, по сравнению с 63 миллионами в прошлом году, и компания может вскоре выйти в США и в Западную Европу. У 37-летнего Михаила Гончарова, основателя «Теремка», большие планы на скромные блины. «Нам кажется, что для России блины могли бы стать тем же, чем является пицца для итальянцев», - говорит он.

История «Теремка» началась в конце финансового кризиса, разразившегося в 1998г. Название, предложенное мамой Михаила Гончарова, которая является шеф- поваром компании, можно примерно перевести как «сказочный домик»», а взлет компании в чем-то напоминал историю Золушки. Когда в августе 1998г. российский фондовый рынок рухнул, Гончаров потерял бизнес по продаже электроники, которым он занимался до того. «В первый месяц мне было по-настоящему грустно», - говорит Гончаров (сам он родился в Казахстане , а высшее математическое образование получил в МГУ).-  «Затем я решил, что должен открыть новую компанию». Ранее, в том же году, он побывал в Лондоне и в Париже, и в уличных блинных увидел модель заведения для продажи блинов в России. «Я понял, что это – одна из гениальных идей», - говорит он.

В то время сетей быстрого питания в России было немного. «Макдональдс», первым появившийся в России, послужил образцом, особенно в плане соблюдения стандартов чистоты и санитарии. «Качество в московском «Макдональдсе» действительно высокое», - говорит Гончаров, добавляя, что «Теремок» стремится догнать или перегнать это качество.

С капиталом в 80000 долларов (30000 долларов своих денег и 50000 – от двух бывших коллег по бизнесу) он открыл свой первый киоск в апреле 1999г., на Ленинградском проспекте в Москве. К 2001г. у него было уже 15 киосков в Москве и 12 в Санкт-Петербурге. «Я с самого начала собирался создавать действительно хорошую компанию, а не просто два-три ресторана для себя», - говорит Гончаров.

Ему повезло в том плане, что его модные закусочные появились как раз тогда, когда российская экономика вновь начала подниматься, и при этом возникло целое поколение людей, готовых тратить деньги в заведениях нового типа. «Компания очень хорошо понимает свою клиентуру», - говорит Анастасия Алиева, аналитик компании «Euromonitor International». «Блины с маслом, вареньем, либо с традиционными начинками, такими, как сыр, ветчина или грибы, предлагаются по умеренным ценам. Но есть и более дорогие варианты, например, блины с икрой или копченой рыбой».

Как показывает недавний отчет «Euromonitor International», российские покупатели любят, чтобы их развлекали; чтобы интерес покупателей не угасал, «Теремок» регулярно предлагает новые начинки. Среди самых последних – блин с рубленым лососем и огурцом и блин с рубленой сельдью и зеленью под специальным соусом. Вместе с детскими обедами «Теремок» дарит игрушки, сделанные по мотивам популярных российских мультфильмов, а также использует «систему таинственных покупателей», для того , чтобы повышать качество обслуживания покупателей, следить за вежливостью  и соблюдением стандартов. (Результаты проверок используются для распределения премий для теремков с хорошим обслуживанием).  Все это – обучение действием. «Когда я вижу проблему», - говорит Гончаров, - «мы покупаем книги на эту тему, затем читаем, а затем принимаем решение».

Исходная концепция и меню за 10 лет не сильно поменялись, однако масштаб производства значительно увеличился. «Если вы режете 100 кг грибов, вы делаете это одним способом», - говорит Гончаров. – «Если грибов 200 кг, вы делаете это абсолютно другим способом». Компания четыре раза модернизировала свое производство, и сейчас оно занимает площадь в 4000 кв.м.

Гончаров настаивает, что после выхода на международный рынок «Теремок» выйдет за рамки национальной концепции – но останется верен самому популярному национальному блюду. «Я не хочу становиться российской компанией в Германии», - говорит он.- «На самом деле русских в Европе и в Америке не любят. Но, возможно, они полюбят хорошую русскую еду». Особенно если её подать с икрой.