Ваш город:
Мобильная версия
26 декабря 2013

Особенности национального бренда

Интернет-портал Zdanie Info

Генеральный директор Михаил Гончаров: «Мы не считаем себя настолько бесталанными, чтобы просто брать и копировать в Россию уголки Манхеттена или Токио»

Сеть ресторанов «Теремок» — один из самых известных брендов в сегменте фастфуда. Телеканал CNN представил 8 лучших концепций быстрого питания в мире. Российская сеть «Теремок» вошла в этот список. В последнее время в прессе регулярно появляются сообщения об открытии новых заведений не только в Москве, но и в регионах. О своих планах по развитию, особенностях работы в сегменте и условиях конкуренции нам рассказал генеральный директор сети «Теремок» Михаил Гончаров.

Q: Под брендом «Теремок» сегодня работает 225 ресторанов в Москве и Санкт-Петербурге. Недавно вы вышли и на региональный рынок. Расскажите о своих планах по развитию сети. Где в скором времени появятся новые рестораны, и сколько точек вы планируете запустить, например, в следующем году?

A: На данный момент сеть включает в себя 158 ресторанов и 70 кафе и уличных точек в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, в ноябре мы открыли 2 ресторана в Сургуте, а в декабре первые «Теремки» появился в Тюмени и Краснодаре. Общее количество объектов на сегодня – 230.

Мы всегда с большим подозрением относимся к любым видам планирования. Всегда держим руку на пульсе экономической ситуации и стараемся развиваться не ниже темпов развития рынка. Пока получалось, что мы эти темпы превышали. Если говорить о количестве, то будем пытаться открыть около 25-35 ресторанов во всех городах нашего присутствия.

Q: До недавнего времени свои рестораны вы открывали только в Москве и Петербурге. Теперь кухню «Теремка» могут оценить жители Сургута и Тюмени, а совсем скоро и Краснодара. Что стало отправной точкой для выхода на региональный рынок?

A: Отправной точкой стало то, что мы создали устойчивую и большую сеть ресторанов в Москве и Петербурге. В США считается, что сеть состоялась, если она насчитывает более 60 ресторанов. Только в этом случае появляются ресурсы на правильное ведение бизнеса. Нам было необходимо «не упустить» рынки двух столиц. Какой смысл открывать 30 ресторанов в регионах, если в Москве при этом придется закрывать точки в лучших местах. Но, как ни странно, некоторые сети поступают именно так.

Один из ресторанов сети быстрого питания «Теремок» в г.Тюмень

Q: Почему именно эти города вы выбрали для открытия своих первых региональных ресторанов?

A: По рейтингам успешности, которых опубликовано очень много. Рейтинги профессиональные, оценивают много параметров, и в нашем выборе нет ничего необычного. Если бы мы выбрали Вологду, было бы странно. Хотя Вологда и прекрасный город.

Q: В чем особенности регионального рынка фастфуда, и каковы его отличия от столичного?

A: В общем-то, нам важно, что там живут люди, и они хотят есть. А мы приносим свою концепцию на их суд. А больше или меньше они зарабатывают, больше или меньше там конкурентов — это уже оперативные задачи. Ну а то, что региональный рынок отстает в развитии от московского, все и так знают.

Q: По каким критериям вы выбираете площадки для своих ресторанов?

A: При нашем среднем чеке нам важны постоянные потоки людей. Это не парки, это не институты, как думают почему-то многие. Это, прежде всего, торговые центры и районы деловой активности. Если в городе есть метро, то зоны прямой видимости от метро.

Q: Достаточно ли таких площадок в Москве и Петербурге? С какими сложностями вам приходится сталкиваться в процессе выбора?

A: Таких площадок более чем достаточно, да и сложностей особых я не вижу. Достаточно простой процесс – поиск, осмотр, оценка экономики, решение, подписание договора - и вперед! Главное, чтобы были ресурсы и правильно выстроенные процессы.

Q: Как изменилась ситуация с поиском места под рестораны с момента открытия вашего первого заведения?

A: Ситуация улучшилась, так как появилось много профессиональных агентств и частных агентов, и рынок стал более цивилизованным. Мы уже заключаем договоры аренды на 10 лет и даем банковские гарантии вместо депозитов.

Q: Сколько времени обычно уходит на поиск подходящего помещения для ресторана и его последующее оснащение? В какую сумму обходится запуск одного среднего по площади заведения вашей сети?

A: Поиск идет постоянно, ежедневно. На ремонт мы тратим от 5 до 7 недель, и затраты наши составляют от 5 до 8 млн. рублей на ресторан.

Q: Вы сами открываете свои рестораны или работаете, в том числе, и по франшизе?

A: Мы открываем рестораны только сами, так как наша концепция чрезвычайно сложна для тиражирования людьми, которые не разделяют наших принципов контроля качества и управления. Проверить заранее эту приверженность никакими тестами или словами невозможно, а после открытия начинается: а что, разве тухлый сыр нельзя на терке натереть? А что, если суп просрочен, то его нельзя быстренько продать и т.д.

Q: Сложно ли российскому бренду конкурировать с мировыми в торговых центрах? А какую из российских сетей, близких вам по нише, вы бы назвали своим основным конкурентом?

A: Конкурировать несложно, так как мы никогда ни с кем не конкурируем. Мы всегда конкурируем только сами с собой. Нам важно быть прибыльной компанией, важно завтра быть лучше, чем сегодня, а сегодня лучше, чем вчера. Я никогда не слушаю, как и насколько кто-то успешен, мне неинтересно сравнивать обороты компаний. Иной раз слышишь басни про окупаемость ресторана за два месяца или про какие-то космические обороты. Сразу задаешь вопрос, если вы такие успешные, что же вас нигде нет? Но бывает и наоборот: компания везде есть, а год за годом у нее убытки.

Вот на днях одна уважаемая публичная компания объявила результаты 9 месяцев. Выступил на пресс-конференции успешный и эффективный иностранный генеральный директор и отчитался об очередных убытках. Нам нужно с ними конкурировать?

Q: Какие изменения претерпел формат «Теремка» за 13 лет работы?

A: Формат, можно сказать, окреп и стал ближе и понятнее покупателю. У нас существенно выросли доли продаж каш и супов, мы не просто продаем блины. По существу, мы имеем национальный русский стол. Такого стола или меню нет ни в одной компании. Он и лаконичен, и полон. А если добавить наши собственные уникальные национальные напитки, то у нас просто нет конкурентов.

Q: «Теремок» не первый раз упоминается в числе лидеров рейтингов сетей быстрого питания. Что вы считаете залогом такого успеха?

A: То, что мы развиваем русскую кухню, а не смотрим, разинув рот, на запад и восток. В открытый рот муха залететь может! Мы не считаем себя настолько бесталанными, чтобы просто брать и копировать в Россию уголки Манхеттена, уголки Токио.

Читаешь отзывы и диву даешься – «сижу и чувствую себя как в Манхеттене, правда я там еще не была». Может быть, это и круто, и забавно, но уж точно вторично, и нам неинтересно! Мы сами созидаем будущее. Мы живем в своей стране и можем делать ее сами необычной, своеобразной и современной.

Выражаем благодарность Михаилу за интересную беседу, желаем сети осуществления всех планов и дальнейшего процветания.

Беседовала Екатерина Мирошкина ZDANIE.INFO